
Когда клиенты спрашивают про OEM гравировка фрезы цена, многие сразу лезут в каталоги смотреть цифры. А на деле там подводных камней больше, чем в карьере по добыче гранита. Сам десять лет назад думал, что главное — найти поставщика с низкой ценой, а оказалось, что дешевый инструмент для гравировки в три раза быстрее тупится, чем нормальный. Особенно если работаешь с композитными материалами или нержавейкой.
Вот смотрю я на прайс одного немецкого бренда и на китайского производителя — разница в 4-5 раз. Но если копнуть, то у немцев на хвостовике допуск ±0,005 мм, а у других бывает и ±0,02. Для гравировки мелкого текста на пресс-формах это критично. Однажды купили партию фрез с якобы японским покрытием, а при работе на алюминии AL6061 они начали слипаться уже после трех часов работы. Пришлось срочно искать замену.
Кстати, про покрытия — TiAlN не всегда панацея. Для гравировки меди лучше показывают себя фрезы с AlTiN, но их цена выше на 15-20%. Хотя если считать стоимость часа простоя станка, то переплата окупается за два дня. Мы в цехе специально вели журнал стойкости — так вот разница между хорошим и средним инструментом достигала 40% по времени работы до переточки.
Еще момент с геометрией режущей части. Для OEM поставок часто предлагают универсальную геометрию, но для гравировки глубоких полостей в стали P20 нужен другой угол спирали, чем для мелкого узора на латуни. Как-то пробовали экономить, заказали партию 'средних' фрез — так на нержавейке 304 они выходили из строя через 20 минут работы. Пришлось срочно заказывать специализированные, хотя их цена была выше на 30%.
Когда в 2019 году искали альтернативу дорогим европейским фрезам, наткнулись на OEM гравировка фрезы от ООО Чанчжоу EITFS Инструменты. Привлекло то, что основатель компании Чжэньлян Чжан с 1985 года в теме обработки режущих инструментов — это чувствуется в мелочах. Например, у них в паспорте на фрезы указана не просто 'твердосплавная', а конкретная марка вольфрама и зернистость.
Первый пробный заказ сделали на фрезы диаметром 0,8 мм для гравировки серийных номеров на стальных пресс-формах. Ожидали, что выдержат хотя бы 50 циклов — в итоге отработали 87 до первой переточки. Для цены, которая в 2,3 раза ниже немецких аналогов, это был хороший результат. Правда, пришлось немного поиграть с режимами резания — снизили обороты с 24 000 до 18 000, зато увеличили подачу на зуб.
Сейчас берем у них фрезы для гравировки на алюминиевых лицевых панелях. Особенно хорошо показали себя двухзаходные с углом спирали 45° — стружка отводится чище, не забивается в мелкий текст. Хотя для нержавейки AISI 316 все же предпочитаем их же фрезы, но с одним заходом и покрытием AlCrN.
Самая частая — гнаться за низкой ценой и брать 'универсальные' фрезы. Как-то взяли партию по 120 рублей за штуку вместо обычных 190 — в итоге на гравировке логотипов на анодированном алюминии получались рваные края. Пришлось переделывать три партии изделий. Теперь всегда просим тестовые образцы перед крупным заказом.
Еще забывают про соответствие ГОСТ 24473-80 по биению хвостовика. Казалось бы, мелочь — но при гравировке мелких деталей биение даже в 0,01 мм дает заметное ухудшение качества боковых стенок. Особенно критично для медицинских изделий, где требуются минимальные допуски.
Третья ошибка — не учитывать совместимость с СОЖ. Были случаи, когда фрезы отлично работали с эмульсией, но при переходе на масло начали быстро изнашиваться. Оказалось, дело в составе покрытия — некоторые виды TiN плохо совместимы с синтетическими маслами. Теперь всегда уточняем этот момент у поставщиков.
Цена за штуку — это только вершина айсберга. Мы считаем стоимость одного метра гравировки. Берем цену фрезы, делим на суммарную длину реза до полного износа, плюс добавляем стоимость простоя оборудования на замену инструмента. Так вот, у дешевых фрез за 150 рублей метр гравировки может выйти дороже, чем у фрез за 300 рублей — потому что менять их приходится в три раза чаще.
Например, для гравировки табличек из латуни Л63 считали: фреза за 180 рублей отрабатывала 12 погонных метров, а за 270 рублей — 28 метров. Разница в цене в 1,5 раза, а по реальной стоимости работ — экономия 40%.
Еще учитываем возможность переточек. Хорошие твердосплавные фрезы выдерживают 3-4 переточки без потери качества. Но тут важно проверить, не меняется ли после переточки геометрия режущей кромки. Однажды отдали на переточку фрезы диаметром 1 мм — после этого они начали оставлять ступеньки на глубине более 0,5 мм. Пришлось отказаться от этой услуги и использовать инструмент до первого износа.
Сейчас вижу тенденцию к специализации — уже недостаточно просто 'фреза для гравировки'. Для разных материалов и задач нужен разный инструмент. Например, для композитных материалов с абразивными наполнителями появились фрезы с упрочненной кромкой, их цена выше на 25-30%, но стойкость в 4-5 раз больше обычных.
Интересно, что EITFS Tools как раз предлагают кастомизацию под конкретные задачи — можно заказать партию фрез с измененной геометрией под свой материал. Мы пробовали для гравировки карбона — результат лучше серийных образцов на 15% по стойкости. Хотя ждать пришлось на неделю дольше.
Еще замечаю, что все больше клиентов просят возможность гравировки сложных 3D-поверхностей. Для этого нужны фрезы с изменяемым углом атаки — их производство сложнее, отсюда и цена выше. Но если брать OEM-партией от 50 штук, то получается выгоднее европейских аналогов на 40-50%.
Главное — не вестись на красивую цену в каталоге. Всегда тестировать перед закупкой партии, причем на своих материалах и своих станках. Одна и та же фреза на 5-осевом и 3-осевом станке может показывать разницу в стойкости до 30%.
Сейчас работаем с несколькими поставщиками, включая EITFS — они надежно закрывают 70% наших потребностей в гравировальном инструменте. Особенно по мелкому диаметру до 2 мм — там у них хорошее соотношение цена/качество. Для особо ответственных задач все же берем европейские, но таких задач становится меньше.
И да — никогда не экономьте на тестовых образцах. Лучше потратить 2-3 тысячи рублей на пробную партию из 10 фрез, чем потом терять десятки тысяч на браке и простоях. Проверено на горьком опыте, когда из-за партии некачественных фрез пришлось перегравировать 200 деталей.